проигрыватели, тонармы и головки Clement редко встречаются за пределами Франции

(где они были студийными стандартами с момента появления - после ВМВ и до прихода сиди, хотя после смерти П. Клемана в 70-м году их производством в модернизированном виде занималась компания Шлюмберже),

поэтому нужно рассказать немного истории

по наблюдениям на ебэе, а не по франко-язычным сайтам, которые вы можете прочитать и сами

столы серии D ("профессиональная" серия) имели заднее левое расположение мотора, столы серии Н ("любительская" серия) - переднее левое

рычаг (спереди слева) включал мотор (у представленного на фотографии стола эта часть снята), и подводил ролик к шпуле

у первых моделей столов шпуля имела один рабочий диаметр,  предположительно на 33 об/мин, позже шпули стали делать с несколькими диаметрами и сзади слева появился ещё один рычаг для переключения скоростей

для других скоростей нужно было одеть на шпулю насадку, увеличивающую её диаметр

такой же принцип "переключения" скоростей применялся в те годы на американских столах Gray  и D&R

для одевания этих насадок без съема диска в последнем сделаны два отверстия, черех которые и одевалась на шпулю насадка

(к слову - такие же отверстия сделаны и на первом Гэйтсе СВ-11, но там насадка нужна была из-за выпуска в 1950 году пластинок со скоростью 45 об/мин, две другие скорости были заложены в конструкцию)

диск

в шасси ушло 3 кг дроби, в диск - 7 кг

на обратной стороне шасси делается "стена" из пластелина и плотной бумаги

между этой стеной и краями шасси будет утяжеление - дробь с ПВА

это жесткости, увы, не придаст, но массу увеличит

и уменьшит хорошо слышимое стетоскопом "дребезжание" легких корпусов

 

заливаю полученное пространство клеем ПВА

справа в мешочке дробь, слева в банке клей

ручка переключения скоростей на моторе уже ПОД шасси

 

мешаем ПВА с дробью

и ждем когда высохнет

 у нас был один французский стол, а теперь - один с дробью :-)

 

 так выглядит стол после моей модернизации

(нормальные фото будут позже)

 

Запустил Клемана со своим тяжелым диском. Первые впечатления от работы как вращающего устройства. (ибо усилители мне ещё делать и делать, посему прослушивание откладывается на неопределенное время).

1. мотор при включении в точке В (см схему выше) не тянет диск с нужной скоростью, диск вращается чуть медленнее
Поставил более жесткую пружину для сильного прижатия ролика - не помогло. Пришлось повысить напряжение на моторе и подключить его к точке А (см схему). При включении в точке А диск стал вращаться с правильными скоростями, но мотор стал шуметь - слышно с 1 метра, если в жилище полная тишина, а раньше - в т В- было слышно с 15 см, и греться - за 6 часов работы нагревается так, что горячо держать руками (градусов примерно 60).

2. Подшипник издавал шаркающие звуки - как бумага о необработанное дерево. Я его неоднократно разбирал. Там есть металлическая подкладка под шариком. Она меньше по диаметру, чем подшипник и болтается в нем. Я её для пробы убрал и заменил точно (плотно как крышка) монеткой из серебра. Но, увы, в этом случае (без прокладки) диск так низко опускается на шасси, что начинает задевать что-то внутри (все, что он может задевать снаружи - видимое=головки винтов - я сточил напильником). А внутрь подшипника выше монетка не заходит. Поэтому от монетки в качестве подкладки пришлось отказаться. Но в качестве промежуточной крышки я её использовал - между подкладкой родной и крышкой родной. (Кстати, монетка эта из водки, называется "с серебром", я проверял - она со временем чернеет).
Когда монетка работала в качестве подкладки под шарик оси в ней тут же образовалась маленькая вмятинка от шарика - след-но она из мягкого металла. В родной подкладке, кстати, тоже есть вмятинка на одной стороне, я не использую другую сторону. И это от родного, легкого 1,5 кг диска за предыдущие 40 лет.
Последний мой вариант - я под родную металлическую прокладку подложил квадратный кусочек бумаги и завернул у него края вверх - чтоб прокладка не гуляла по подшипнику. Громкое "швыркание" ушло, но осталось тихое шелестение. Полностью бесшумным (немой) подшипник сделать не удалось.

3. Выбег (вращение по инерции после отключения ролика) у тяжелого диска на скорости 78 об/мин составляет 188 оборотов !. Для сравнения у чемпиона по выбегу Тор 124 с тяжелым диском он составляет примерно (точные записи не найдены) чуть меньше 70 с пластмассовым подшипником и чуть больше 70 с металическим.
На 33 оборотах выбег 33,75 оборота, а , например, у РОКов с дисками с большИм моментом инерции и более мощными моторами выбег около 20 оборотов , на 78 я у них выбеги не мерил. Чем объяснить такой огромный выбег я пока не знаю.
Поэтому, если кто-то попробует утяжелять диск учтите - из-за больших нагрузок мотор в "тихом" включении может его и не потянуть, подшипник будет шуметь сильнее.

4. Послушал стетоскопом на шасси, на плинте и на арме. Везде шумы от ролика, мотора и подшипника меньше, чем когда стол был с легким диском и стоял на ножках.
На шасси слышнее всего шум подшипника, потом мотора, и немного ролика, а на арме сильнее всего слышен шум ролика, потом мотора и почти не слышно подшипника, а на плинте все шумы слабее (тонармы-то, оказывается, надо ставить на плинты, а не на шасси) - вот такие вот закономерности интересные.
Шасси у стола действительно стальное, ибо магнитится.

 

сравнение размеров

на столе Клемана лежит арм Грэй 103

 

чтобы избавиться от шумов в подшипнике диска я его притирал пастой ГОИ

для этого вал диска крепился в шуроповерте и крутился в разные стороны

 

фото вала диска после притирания пастой ГОИ

матовые серые пятна на валу - это места, где произошло притирание с подшипником

эта процедура значительно снизила шум подшипника

Бесплатный хостинг uCoz