проигрыватели, тонармы и головки Clement редко встречаются за пределами Франции (где они были студийными стандартами с момента появления - после ВМВ и до прихода сиди, хотя после смерти П. Клемана в 70-м году их производством в модернизированном виде занималась компания Шлюмберже), поэтому нужно рассказать немного истории по наблюдениям на ебэе, а не по франко-язычным сайтам, которые вы можете прочитать и сами |
столы серии D ("профессиональная" серия) имели заднее левое расположение мотора, столы серии Н ("любительская" серия) - переднее левое рычаг (спереди слева) включал мотор (у представленного на фотографии стола эта часть снята), и подводил ролик к шпуле у первых моделей столов шпуля имела один рабочий диаметр, предположительно на 33 об/мин, позже шпули стали делать с несколькими диаметрами и сзади слева появился ещё один рычаг для переключения скоростей для других скоростей нужно было одеть на шпулю насадку, увеличивающую её диаметр такой же принцип "переключения" скоростей применялся в те годы на американских столах Gray и D&R для одевания этих насадок без съема диска в последнем сделаны два отверстия, черех которые и одевалась на шпулю насадка (к слову - такие же отверстия сделаны и на первом Гэйтсе СВ-11, но там насадка нужна была из-за выпуска в 1950 году пластинок со скоростью 45 об/мин, две другие скорости были заложены в конструкцию) диск в шасси ушло 3 кг дроби, в диск - 7 кг на обратной стороне шасси делается "стена" из пластелина и плотной бумаги между этой стеной и краями шасси будет утяжеление - дробь с ПВА это жесткости, увы, не придаст, но массу увеличит и уменьшит хорошо слышимое стетоскопом "дребезжание" легких корпусов
заливаю полученное пространство клеем ПВА справа в мешочке дробь, слева в банке клей ручка переключения скоростей на моторе уже ПОД шасси
мешаем ПВА с дробью и ждем когда высохнет у нас был один французский стол, а теперь - один с дробью :-)
так выглядит стол после моей модернизации (нормальные фото будут позже)
Запустил Клемана со своим тяжелым диском. Первые впечатления от работы как вращающего устройства. (ибо усилители мне ещё делать и делать, посему прослушивание откладывается на неопределенное время). 1. мотор при включении в точке В (см схему выше) не тянет диск с нужной скоростью, диск вращается чуть медленнее 2. Подшипник издавал шаркающие звуки - как бумага о необработанное дерево. Я его неоднократно разбирал. Там есть металлическая подкладка под шариком. Она меньше по диаметру, чем подшипник и болтается в нем. Я её для пробы убрал и заменил точно (плотно как крышка) монеткой из серебра. Но, увы, в этом случае (без прокладки) диск так низко опускается на шасси, что начинает задевать что-то внутри (все, что он может задевать снаружи - видимое=головки винтов - я сточил напильником). А внутрь подшипника выше монетка не заходит. Поэтому от монетки в качестве подкладки пришлось отказаться. Но в качестве промежуточной крышки я её использовал - между подкладкой родной и крышкой родной. (Кстати, монетка эта из водки, называется "с серебром", я проверял - она со временем чернеет). 3. Выбег (вращение по инерции после отключения ролика) у тяжелого диска на скорости 78 об/мин составляет 188 оборотов !. Для сравнения у чемпиона по выбегу Тор 124 с тяжелым диском он составляет примерно (точные записи не найдены) чуть меньше 70 с пластмассовым подшипником и чуть больше 70 с металическим. 4. Послушал стетоскопом на шасси, на плинте и на арме. Везде шумы от ролика, мотора и подшипника меньше, чем когда стол был с легким диском и стоял на ножках.
сравнение размеров на столе Клемана лежит арм Грэй 103
чтобы избавиться от шумов в подшипнике диска я его притирал пастой ГОИ для этого вал диска крепился в шуроповерте и крутился в разные стороны
фото вала диска после притирания пастой ГОИ матовые серые пятна на валу - это места, где произошло притирание с подшипником эта процедура значительно снизила шум подшипника |