"машина времени"     ;-)

редко так бывает - распаковываешь вещь, которая старше тебя, а она - как "с завода"

и только загустевшая родная смазка на узлах, да постаревший сетевой провод  намекают - "время не ждёт"

стол явно "без пробега"

нет сверления под короткий арм, и, если даже арм был длинный, главное, нет содранной краски у отверстий крепления, а это шасси под собственным весом на постаменте стоять не будет (слишком тяжелый мотор), поэтому вывод - стол отдыхал, работа у него впереди

справа два ключа - накидной и Г-образный шестигранник (Аллен кей на родном наречии)

ключи нужны для одноразовой точной (заводской или опытно-пользовательской) подстройки скорости

это не регулировка скорости в широких пределах для пользователей, как на Гаррардах, Торенсах и пр.,  где установлены слабенькие моторчики, чуствительные к чему-то (не знаю к чему) и требующие регулярной (ежечасной, ежедневной, ежемесячной) подстройки скорости

сначала Алленом снимают ручку скоростей, затем накидным ослабляют крепление всего узла смены скоростей и двигают меняя прижим шпули к ролику

это традиционная для РОКов регулировка прижима ролика мотором

скорость 45 об/мин включена

коробка передач "на нейтрали"

обратите внимание на традиционные РОКовые приметы : мотор отодвигается от ролика и шпуля неметаллическая (текстолит или гетинакс - пусть специалисты меня поправят)

ни на одном столе я не ставил одинаковые шпули из металла и не-металла, поэтому не могу сказать - какой материал для шпуль предпочтительнее

а объяснять характер музыковоспроизведения того или иного стола только материалом шпули - это к форум-гурам, они в период предпродажной подготовки и не такое могут объяснить

замечу попутно, что богатство инженерной мысли и многообразие конструкций той эпохи практически не оставляют шансов найти ответ на вопрос - чем же одним (или хотя бы основным) объясняется музыкальность стола

кстати, этот стол я так и не успел послушать

 

скромная надпись delux под собственным именем модели Rondine означает, что стол крутился от мотора Эшланд

эти моторы по американски назывались гистерезисный синхронный мотор (Hysteresis synchronous motors), отсюда и буковка Н в заводском названии стола В-12Н

столы В-12 подешевле оснащались квадратным мотором GI (General Industries, не путать с General Electric) или циллиндрическим мотором с шильдиком ROK и буковки Н и надписи delux не имели

в 60-е годы на рынок аудио пришли "товарищи с Востока" (и стали "танцевать жестоко"), и роскошные Эшланды на топовой модели Рондайнов ($165 за стол с мотором Эшланд в 1966 году) сменили на простенькие германские Папсты ($110 за стол с мотором Папст в 1966 году) и столы стали называться В-12GH (от первых букв German Hysteresys); ручка переключения стала более обтекаемая, а диск обрел внешний край с небольшим, но характерным конусом

серая морщинистая краска, верный признак конструкций 40-х и 50-х годов, тоже уступила место новым, прогрессивным технологиям

об ту же пору (1964 г.) производство этих столов перешло в собственность компании Koss

два брата РЕК-О-КАТа

обратите внимание на два цилиндрических прилива на корпусе - это признак одного из ранних столов

впоследствии, сначала убрали один прилив (тот, который по диагонали от лампочки), а потом (уже когда компания принадлежала Коссу) - и второй

справа вверху на шасси три прилива, в них вворачивались винты крепления родного РОКового арма

а в середине этих приливов сверлилась дырка для арма

впоследствии на шасси эту дырку стали делать на заводе и закрывать красной крышечкой с буквой R

разобрать, почистить, смазать

приятно разбирать солидную машину

замена засохшего кондёра

это, так называемый, противо-искровой конденсантор, он охраняет выключатель, обеспечивая ему комфортную жизнь, свободную от бросков тока в момент включения и выгорания металла контактов

замечу, что "в те времена далёкие, теперь почти былинные, когда столы огромные имели армы длинные" были выключатели свободные от искрения по устройству своему, ибо контакты в них замыкались-размыкались в вакуме "жидким металлом" - ртутью - как в градуснике для измерения нашей температуры (столы Паркера Гейтса, Пьера Клемана)

однако, в случае повреждения такого включателя (как и в случае повреждения градусника) ртуть выливается, а пары ея ядовиты, потому эти "вечные" выключатели были запрещены (а не менее опасные градусники производились и производятся миллионами)

"вмажем" !

ещё одна семейная РОКовая особенность

подшипники диска у всех РОКов отливались, высверливались, шлифовались и ... всё

в них нет латунных, бронзовых или каких либо других вкладышей

химанализ я, естесственно, не проводил, но скорее всего стаканы отлиты из чугуна

коэффициент трения пары сталь-чугун на одну сотую больше, нежели у пары сталь-цветмет (латунь, бронза)

отсюда и спиральная канавка для принудительного распределения смазки (снижения силы трения) по всему главному подшипнику

но долговечность, прочность и износостойкость пары сталь-чугун много больше, чем у сталь-цветмет

не даром на коленвалах двигателей внутреннего сгорания применяется именно эта пара металлов

 

схема и спецификация

Rek-O-Kut B-12Н  и  В-12

 

 

Additional informatiom on  Hysteresis synchronous motors

These motors are relatively costly, and are used where exact speed (assuming an exact-frequency AC source) as well as rotation with a very small amount of fast variations in speed (called 'flutter" in audio recordings) is essential. Applications included tape recorder capstan drives (the motor shaft could be the capstan), and, before the advent of crystal control, motion picture cameras and recorders. Their distinguishing feature is their rotor, which is a smooth cylinder of a magnetic alloy that stays magnetized, but can be demagnetized fairly easily as well as re-magnetized with poles in a new location. Hysteresis refers to how the magnetic flux in the metal lags behind the external magnetizing force; for instance, to demagnetize such a material, one could apply a magnetizing field of opposite polarity to that which originally magnetized the material. These motors have a stator like those of capacitor-run squirrel-cage induction motors. On startup, when slip decreases sufficiently, the rotor becomes magnetized by the stator's field, and the poles stay in place. The motor then runs at synchronous speed as if the rotor were a permanent magnet. When stopped and restarted, the poles are likely to form at different locations. For a given design, torque at synchronous speed is only relatively modest, and the motor can run at below synchronous speed. In simple words, it is lagging magnetic field behind magnetic flux.

Бесплатный хостинг uCoz