Для вращения диска с граммпластинкой инженеры проектировали различные типы приводов.
Исторически первым типом привода (обозначен на рис. римской цифрой 1) был тот, при котором мотор (М) через понижающий редуктор (РЕД) вращал вал диска. (Именно вал, а не ось, ибо ось крутящий момент не передает).
Столов с таким приводом до недавних пор в России не было, потому и нет названия такого привода.
До введения такового назовем этот привод центральным (или редукторным).
Когда в 1926 году началась эпоха звукового кино, именно столы с таким приводом обеспечивали воспроизведение звукового сопровождения, фонограммы с шеллаковых 16" дисков. Звук желательно было получать синхронным с изображением, посему одним мотором протягивалась пленка с изображением и вращался диск со звуком.
Для снижения оборотов мотора (в США чаще всего это 1800 об/мин) до оборотов пластинки служили редукторы. Компания WE применяла червячные редукторы, а для ослабления крутильных колебаний вращение на диск передавалось через несколько пружинок (у RCA - червячные редукторы и фетровые прокладки) - такой же принцип как в автомобильном сцеплении. Другим распостраненным способом нивелирования крутильных колебаний был увеличение массы диска - этот способ использовали инженеры RCA, Fairchild и др. производителей.
Любопытно отметить, что именно конструкторам этих редукторов мы обязаны такими странными нецелыми значениями оборотов грампластинок - 33 1/3 и 78. Действительно, почему не 33 ровно, и не ровно 80 ?
При аккустической записи не существовало стандарта на частоту вращения диска, она варьировалась в широких пределах. Для записи и воспроизведения электрических записей на большой скорости (с высоким качеством) было выбрано передаточное число трансмиссии (редуктора) 23, для малой скорости (большее время воспроизведения) было выбрано передаточное число 54. Действительно, если вы поделите 1800 на 54, то получите 33.333333, если на 23 - то 78,26.
Такой тип привода применялся как на синхронных, т.е. синхронизированных с изображением приводах, так и на несинхронных , т.е. столах запускаемых вручную оператором.
Это дорогой и сложный тип привода. Он доминировал в проигрывателях первые 10 лет их существования - с середины 20-х до середины 30-х годов. В бытовых моделях применялся один раз - на столе Scott 710.
Для удешевления столов и приближения их к потребителю такой тип привода становился препятствием.
Со временем он был заменен другими, более простыми и дешевыми приводами, однако сохранился в станках записи - RCA, Presto, Scully в США и Neumann в Европе использовали такой тип привода.
Следующий привод - роликовый получил широкое распостранение благодаря компании Presto. Эта компания в середине 30-х освоила выпуск дисков для записи-воспроизведения музыки и звуков всеми желающими. Они представляли собой аллюминиевые диски покрытые некой субстанцией, допускающей нарезку канавки и многократное воспроизведение полученной записи. Записывались и воспроизводились эти диски на столах при помощи двух тонармов - записывающего - "резака" и воспроизводящего. Для передачи крутящего момента от мотора к диску инженеры Престо установили ролики, касавшиеся насадки на валу и внутреннего бортика диска.
Роликовый привод использовался конструкторами проигрывателей 40 лет - с середины 30-х до середины 70-х, когда рынок покинули последние из "грандов" - ЕМТ 930 и Garrard 401.
Этот тип привода по месту роликов можно поделить на три подгруппы - когда ролик ведет диск за внутреннюю часть диска - самый распространенный, ибо экономит место, в этом случае мотор вращается против часовой стрелки; менее распространенная конструкция с вращением диска за наружную поверхность буртик (направление вращения мотора и диска совпадают); самая редкая - вал мотора прижимается к обрезиненному буртику диска (снуружи или изнутри) - это своеобразный "роликово-безроликовый" или "бандажный" привод.
К первой подгруппе относятся, наверное, 95% всех роликовых столов - от бесчисленных штампованных малышек, чьи имена стерлись, до именитых Garrard и ЕМТ, забытых McCurdy, штучных Bourdereau, далеких Commonwealth.
Представителей второй группы меньше - это D&R, Sugden, Mikro Engineering.
К третьей группе относятся единицы - две модели Presto, один Gray, три стола Byer.
Количество роликов у разных производителей варьировалось от 1 до 3. У подавляющего большинства столов был один мотор, но, например, на станках записи Presto стояло по мотору на каждую скорость, а Grado применил два мотора для одной скорости. Ось ролика чаще всего была вертикальной, но применяли и горизонтальную установку роликов - Lenco, Beag, Sugden.
В большинстве случаев ролик не менял число оборотов (оно меняется за счет разницы диаметров насадки на вал - "шпули" и диска), однако в некоторых конструкциях у роликов было две рабочие поверхности с разными диаметрами и соотношение этих диаметров обеспечивало необходимое передаточное число трансмиссии - Rek-O-Kut.
Почти одновременно с распространением ролика в конце 30-х инженеры WE на стол для радиостанций 300А установили ременной, или пассиковый привод. По имеющимся данным первый стол для потребителей с пассиковым приводом - модель компании Components Corporation, появился в начале 50-х. Широкое распространение этот тип привода получил в 60-е годы.
В те годы доминировало предположение, что ремень меньше передает вибрацию, нежели ролик, да и себестоимость дешевых ременных приводов была меньше, чем дешёвых роликовых.
В качестве пассика применяли армированную и неармированную резину и нерезиновые пассики - синтетические нити. Профиль пассика выполнялся либо прямоугольным, либо круглым.
В подавляющее большинстве столов использовался один ремень, однако инженеры Fairchild разработали последовательную двухременную конструкцию с промежуточным валом - "ленивцем". Такую конструкцию позже применяли и другие производители.
По ряду причин (одна из них, лежащая на поверхности - медленный старт) ременной привод не прижился в студиях, особенно звукозаписи. Единственным исключением из этого является Fairchild 750 с диском весом 25 фунтов.
Ременной привод применялся широко 15-20 лет.
И пассиковый и роликовый привод существовали на двухмоторных столах, когда оба мотора одновременно через один ремень или два ролика вращали диск.
Последний по времени использования на столах тип привода - это прямой привод, директ-драйв, когда диск установлен на роторе мотора. В середине 50-х годов инженеры датской компании Lyrec для станков записи Neumann разработали строенный мотор, который вращался со всеми тремя угловыми скоростями пластинок. Крутящий момент на диск передавался через масляную муфту. Такой привод был сложным, большим и дорогим. Появление такого привода в приемлемом для потребителей виде, без промежуточных элементов между мотором и диском стало возможным в начале 70-х после освоения рядом компаний (Matsushita, Dual) выпуска тихоходных моторов с требуемыми числами оборотов.
Сначала столы с таким приводом стали успешно применяться в студиях, где сразу оценили их свойство, недоступное другим приводам - мгновенный старт. Затем, по мере удешевления производства тихоходных моторов, такие проигрыватели находили все большее распространение в бытовом секторе и, к моменту прихода другого носителя, прямой привод на столах был наиболее распространенным.
Роликовый и пассиковы приводы объединяли между собой в один комбинированный.
В некоторых конструкциях диск во вращение приводил и пассик и ролик.
Всемирно известная модель с комбинированным приводом - Thorens TD-124. Таким же приводом обладали: ныне забытая советская Виктория (высшего класса), малотиражная модель Russco BID (Belt-In-Drive), проигрыватель Neumann РА 2 и ряд менее известных столов.