to attenuate = ослаблять, затухать, смягчать

 

DAVEN attenuators

каталог изделий компании Daven  в формате pdf    тут (45 МВ) и тут (45 МВ) и эдесь

это аттеньюаторы Langevin

Если вы не задумываетесь над тем, что происходит "внутри", когда вы крутите ручки аппаратуры, лучше пропустите эту страницу

(да, пожалуй, и весь сайт)

 

Аттеньюаторы - это переключатели, включающие нужные "элементы"  нужным способом.

Чаще всего "элементы" - это сопротивления для измененния амплитуды сигнала на всех частотах.

"Элементами" могут быть и ёмкости, и индуктивности для изменения амплитуды сигнала на выбранных частотах. Использую я и такие "аттеньюаторы", их фото в конце страницы.

Применение ёмкостей и (или) индуктивностей - это, увы, необходимость. Все пластинки записаны так, что амплитуда сигнала увеличивается с увеличением частоты. Иначе высокие частоты просто не нарезать, их амплитуда без увеличения сравнима с размерами резца и неоднородностью ("шумом") материала, на котором выполняется нарезка.

Это увеличение амплитуды с увеличением частоты при записи различно и у разных производителей, и у некоторых производителей в разное время. Поэтому при воспроизведении приходится использовать аттеньюаторы (регуляторы) частоты. 

Аттеньюаторы (регуляторы) частоты помогают построить "различные кривые коррекции" согласно привычной аудио-терминологии, 

 

 

Дискретные (шаговые, ступенчатые) регуляторы уровня сигнала (громкости) производили Altec, Cinema Engineering, Eckmiller, Langevin, Tech Laboratories, Telefunken, Shallco и др, но больше их всех вместе взятых - Daven , подразделение "Томас Эдисон Индастриз", компании носящей имя изобретателя записи звука - Томаса А Эдисона.

Такие регуляторы применяли при записи и воспроизведении музыки все серьёзные производители от Altec-а до Western-а. Это если по алфавиту,.

А ежли по времени ("ты помнишь как всё начиналось? - всё было впервые и вновь ...") - то именно Вестерновцы в середине 20-х при создании систем электрической записи-воспроизведения звука сами создали такие регуляторы.
Как, впрочем, и большинство компонентов аудио-тракта от микрофонов в студии до акустических систем в кинотеатрах. (Только динамиков с бумажными диффузорами их собственного производства я не видел на просторах инета)

Это и не удивительно - взять готовое было негде.

Жаль, тогда не было "Уралсов", "Гималайсов" или "Пупкин-аудио-регуляторов" - они б, конечно, употребили их... ;-)

Вот регулятор уровня сигнала из D-86850 reproducer середины 20-х годов. В отличие от "закрытых" Алтеков, Дэйвенов или Техлабов, эти первые регуляторы открыты и хорошо видны прецизионные сопротивления, установленные на каждом "шаге" регулирования.

Вот регуляторы 3А этой же компании ВЕ, из той же эпохи - 20-е и 30-е годы. Хорошо видно устройство и принцип действия.

 

Чуть позже производство регуляторов освоили "узко-специализированные" производители и вестерновцы стали закупать их как комплектующие, присвоив, как и всем комплектующим неродного производства, номер c первыми буквами KS (фото такого аттеньюатора приведено ниже).

KS перед номером используемого компанией WE компонента  означает Kearney  Specification - спецификация (номер запчасти) на складе в местечке Кирней (Kearney, NJ, где, очевидно, находился основной склад компании Western Electric).

Кстати, перед любым номером своего изделия на другом гиганте - RCA, ставили две буквы  MI, что означало  Master Item - в моем слабо-английском вольном (слабо-вольном ;-)) переводе - Наша=хозяйская позиция (изделие, номер). Поэтому многие устройства этой компании имеют два номера - по типу и по порядковому номеру. Например, усилитель серии "ВА-хх", "MI-уууу-уу", но это не порядковый номер усилителя, а его "типовой "  номер, как и ВА.

Ниже я привел несколько страниц из каталога Дэйвен, чтобы показать - сколь нелегкое и ответственное дело сие - регулировать. И насколько серьёзно этими вопросами занимались наши предки.

Посетители сайта, "читающие" картинки и "слушающие" надписи на этикетках, могут с чистой совестью пропустить эти сложные схемы и тексты, к тому же ещё и на "чуждом" английском наречии

 

более детальные схемы некоторых регуляторов (не из дэйвеновского каталога)

аттеньюаторы серий "Т" и "Н" имеют почти одинаковое значение входного и выходного сопротивлений, и это при изменении уровня сигнала (!)

я это проверял цифровой "мыльницей" - сопротивления меняются в пределах 10-20%

таким образом, при применении таких аттеньюаторов, и нагрузка на предыдущий каскад (это обеспечивают и другие регуляторы), и входное сопротивление последующего каскада (а это не обеспечивают другие регуляторы), остаются постоянными

и большие серебристые "бочки" и маленькие "крутилочки" в левом нижнем углу делают одно и тоже дело - регулируют уровень сигнала

зачем же делать и применять такие здоровенные дорогущие девайсы, ежли можно обойтись маленькими недорогими ?

может, от незнания - простаки, поди, были пращуры, нанотехнологий не знали ?

и посочуствовать бы героям прошлого с высот-то технического прогреса, да позавидовать будущим победам ... только уши мешают

 

Это пример аттеньюатора Tech Lab (слева), применяемого в аппаратах компании Western Electric и имеющего номер с буквами KS

а вот буквы WE на аттеньюаторах Daven (справа) к компании WE не имеют отношение

 

эти аттеньюаторы я применяю для быстрой, "грубой" с шагом 10 дБ регулировки амплитуды сигналов (громкости)

 

эти аттеньюаторы я применяю для медленной, "мягкой" регулировки с шагом 1,5 дБ сигналов в трех каналах

 

это аттеньюаторы (регуляторы) частоты сигнала

на фото два серых ящика с шестью переключателями - это переменные шаговые (дискретные) индуктивности - тороидальные катушки с отводами

на верхнем написано  Gersch Ratio Tran

на нижнем - American Electronics Ratio Transformer #6

один из них (нижний) я включил в свой тракт для индуктивной коррекции записей на пластинках

в центре, рядом с отверткой, коричневая коробка - шаговая (дискретная) емкость - набор конденсаторов с двумя  переключателями - Decade Capacitor производства Cenco

 

самая нижняя светло-серая коробка с четырьмя переключателями - это шаговая, дискретная емкость (конденсаторы с переключателями, фото ниже) с диапазоном регулирования от 100 пикоФ до  1 микроФ, на ней написано WPA N44 Decade Capacitance Box

этот частотный аттеньюатор я применяю для ёмкостной коррекции записей на пластинках

оба корректирующих аттеньюатора могут быть отключены

 

внутренний вид ёмкостного аттеньюатора

 

внутренний вид индуктивного аттеньюатора

Бесплатный хостинг uCoz